на главную

 

 

 

 

 

 

Реклама - ПОЛИГРАФИЯ

обновление от 26 Февраля 2014

    ФТС не согласна с решением ВАС в отношении книжек международных дорожных перевозок

    Федеральная таможенная служба (ФТС) России рассматривает вопрос о возможности подачи апелляции на решение Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС) о признании недействующими писем ФТС России, ограничивающих действие книжек международных дорожных перевозок (МДП) на территории России, заявили в пресс-службе ФТС

От комментариев, касающихся сферы действия книжек МДП на территории РФ на данный момент, в пресс-службе воздержались.

Как сообщалось ранее, 24 февраля 2014 г. коллегией судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было проведено заседание по заявлению АСМАП об оспаривании писем ФТС России, вводящих ограничения на применение Конвенции МДП, 1975 г. на территории Российской Федерации. По итогам заседания ВАС вынес решение о признании недействующими писем ФТС России от 14.10.2013 № 01-11/45617, от 14.10.2013 № 01-11/45603, от 18.10.2013 № 01-11/46696, от 25.10.2013 № 01-11/47932 как не соответствующих Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Решения ВАС РФ вступают в силу немедленно и обязательны к исполнению. Однако, на таможнях остается все по-прежнему - МДП в качестве гарантийного обязательства не принимают по всей России за исключением 3 таможен - Выборгской, Карельской и Мурманской Северо- Западного таможенного управления.

от 14.02.2014

    24 февраля 2014 г. коллегией судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было проведено заседание по заявлению АСМАП об оспаривании писем ФТС России, вводящих ограничения на применение Конвенции МДП, 1975 г. на территории Российской Федерации (дело № ВАС-17458/2013)

По итогам заседания ВАС вынес решение о признании недействующими писем ФТС России от 14.10.2013 № 01-11/45617, от 14.10.2013 № 01-11/45603, от 18.10.2013 № 01-11/46696, от 25.10.2013 № 01-11/47932 как не соответствующих Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Напоминаем, что ранее решением от 14 октября 2013 г. ВАС признал недействующим письмо ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474.

Кроме этого, высший орган Конвенции МДП – Административный комитет на своих сессиях 3 октября 2013 г. и 6 февраля 2014 г. признал действия ФТС России противоречащими Конвенции МДП (в частности, статьям 3, 4, 6, 42-бис и 49) и нарушающими международные обязательства Российской Федерации. 

от 14.02.2014

Арбитражный суд удовлетворил в полном объеме иск АСМАП к ФТС России по защите деловой репутации

     24 сентября 2013 г. АСМАП обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о защите деловой репутации, которое 16 октября 2013 г. было принято судом к производству (дело № А40-134939/13). Ответчиками по указанному иску выступали: Федеральная таможенная служба, руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов и начальник Управления по связям с общественностью ФТС России А.В. Смеляков.

    На заседании 13 февраля 2014 г. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело по существу и удовлетворил иск АСМАП в полном объеме. Судом принято решение признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию АСМАП следующие сведения:

- из информационного сообщения на сайте ФТС России «14 августа 2014 года изменятся условия применения процедуры МДП»: «Недоставка товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, неисполнение АСМАП взятых на себя обязательств по оплате таможенных платежей по требованиям таможенных органов, несмотря на предпринимаемые ФТС России меры по урегулированию вопроса взыскания задолженности, продолжают наносить ущерб федеральному бюджету.»;

- из письма ФТС России от 04.07.2013 № 01-18/28660 в адрес Советника Президента Российской Федерации И.Е. Левитина: «Федеральная таможенная служба неоднократно высказывала серьезную озабоченность неисполнением Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (далее - АСМАП) взятых на себя обязательств. … неисполнение АСМАП взятых на себя обязательств по оплате в безусловном порядке всех требований таможенных органов … наносит ущерб федеральному бюджету.

По состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности составляет 41 % от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами.»;

- из видеозаписи «Пресс-конференция Руководителя ФТС России Андрея Бельянинова на тему «Меры обеспечения таможенного транзита и другие актуальные вопросы таможенного администрирования»: «В течение длительного периода времени копилась задолженность АСМАП перед ФТС России, которая на сегодняшний день превысила 20 миллиардов рублей. … По моему мнению, это взаимоотношения федерального органа исполнительной власти, который осуществляет фискальную функцию (ФТС), с одним из субъектов, который не платит налоги.»;

- из видеозаписи «Выступление начальника Управления по связям с общественность ФТС России Александра Смелякова на телеканале РБК»: «Мы пытаемся урегулировать свои разногласия с АСМАПом (с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков), которая, к сожалению, в последнее время, не исполняет свои обязательства по перечислению денег в бюджет».       

Суд обязал упомянутых лиц официально, в тех же источниках и формах опровергнуть указанные сведения.

от 02.12.2013

О действиях ФТС России

    2 декабря 2013 г. на официальном сайте ФТС России размещена информация о том, что «с 1 декабря 2013 г. организация прохождения грузовыми транспортными средствами автомобильных пунктов пропуска на российской границе осуществляется в соответствии с порядком, действовавшим на 29 ноября 2013 г.

На 29 ноября 2013 г. при оформлении транзита книжки МДП не применялись в качестве обеспечения в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в таможенных органах Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях, а также в Псковской, Себежской и Кингисеппской таможнях Северо-Западного таможенного управления.

Применение книжек МДП в качестве обеспечения возможно при транзите товаров, ввозимых в регионах деятельности Выборгской, Карельской и Мурманской таможен Северо-Западного таможенного управления».

С учетом того, что ФТС России не обеспечила продолжение применения Конвенции МДП на всей территории Российской Федерации, Комитет Государственной Думы Российской Федерации по транспорту направил телеграмму в адрес Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова о невыполнении ФТС России решения, принятого на совещании 26 ноября 2013 г., с просьбой вмешаться в ситуацию.

от 30.11.2013

О продолжении действия гарантий АСМАП и применения Конвенции МДП на территории Российской Федерации

Информируем о получении Ассоциацией письма ФТС России от 29.11.2013 N 01-23/54304 с уведомлением о переносе на 1 июля 2014 г. срока расторжения Соглашения об обязательствах, связанных с применением Конвенции МДП, между ГТК России и АСМАП от 7 июня 2004 г.

Таким образом, после 1 декабря 2013 г. гарантии АСМАП продолжают действовать и Конвенция МДП продолжает применяться на территории Российской Федерации.

от 22.11.2013

Правительство дало шанс российским и зарубежным автоперевозчикам

Россия вновь откладывает ужесточение правил международных перевозок товаров по своей территории. На совещании с контролирующими ведомствами, таможней, Минэкономразвития и Минфином у первого вице-премьера Игоря Шувалова принято решение продлить действие книжек международных дорожных перевозок (МДП или TIR). Как рассказали источники в нескольких федеральных ведомствах, принимавшие участие во встрече, соглашение будет действовать еще полгода — до 1 июня 2014 года.

Об этом также знает собеседник в деловом сообществе. Представитель секретариата вице-премьера от комментариев отказался.

— Было совещание у Игоря Шувалова, и он принял политическое решение вернуть книжки, — сказал источник «Известий» в одном из ответственных ведомств. Официально об этом решении руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) должно объявить в ближайшие дни. 

Таким образом, решение ФТС разорвать гарантийное соглашение с АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) признано нелегитимным, а таможне дано указание возобновить действие конвенции TIR во всех регионах.

В то же время руководству таможни было предписано найти компромисс и заключить новое соглашение с АСМАП. Если эти переговоры не увенчаются успехом, то, как было решено на совещании, для выбора нового гарантийного объединения будет проведен конкурс. 

Книжки TIR по Таможенной конвенции ООН применяются для обеспечения таможенного транзита в 68 странах, в том числе и в России. В каждой из них действует гарантирующее объединение, уполномоченное Международным союзом автотранспорта. В России — это АСМАП, которая и продает перевозчикам книжки TIR. 

Причиной попыток таможни расторгнуть соглашение с АСМАП стал конфликт. Предмет спора — 20,8 млрд рублей, которые, по мнению ФТС, ассоциация ей задолжала. Из них порядка 10 млрд — пени. В АСМАП, в свою очередь, признают претензии с 2004 года менее 1 млрд рублей. ФТС неоднократно пыталась списать эту задолженность, но тут уже возражал Минфин. Кроме того, источники «Известий» отмечают, что лично у главы президента АСМАП Сергея Москвичева с руководством таможни «отношения на ножах», что и подливало масло в огонь.

День икс, когда таможня окончательно планировала отказаться от книжек TIR, переносился уже несколько раз. Сначала бизнес уведомили, что таможня перестанет принимать книжки для обслуживания транзита грузов 14 августа. Позднее, после переговоров с предпринимателями, эта дата была отсрочена на месяц. А уже в сентябре глава ФТС Андрей Бельянинов заявил, что новые правила до 1 декабря будут действовать только в таможенных управлениях Сибири и Дальнего Востока. По всей стране этот порядок планировалось ввести с 1 декабря.

Получить официальный комментарий в таможенном ведомстве не удалось.

Еще один участник совещания у Шувалова сказал, что правительство хотело бы повлиять на ситуацию, поскольку в TIR у России порядка 30% от общего объема перевозок, но «всего лишь один голос и организация медленно поворачивает лицо к России». Кроме того, в рамках Таможенного союза уже принято решение создать собственную международную организацию, которая займется обеспечением транзитных перевозок, напомнил он. В то же время спешить с выходом пока нет альтернативы не будут. Главное — не навредить, отметил основной посыл совещания у первого вице-премьера федеральный чиновник.

Решение о прекращении взаимодействия с АСМАП привело бы к повсеместному стремительному росту очередей и недовольства, что негативно сказалось бы на бизнесе, сообщил  глава комитета «Деловой России» по внешнеэкономической деятельности и таможне Виталий Сурвилло.

— Если такое решение принято у Игоря Ивановича, мы, конечно, будем это приветствовать. Не важно на какой срок. Но при этом обращаем внимание, что необходимо приступить к выработке параллельных механизмов либо улированию отношений между АСМАП и таможней, — сказал Сурвилло.

Любые действия должны быть направлены в первую очередь на то, чтобы прохождение таможни становилось более удобным и дешевым для бизнеса, но предложение таможни привело бы к обратному эффекту, считает вице-президент «Деловой России» Илья Семин. Для поиска оптимального алгоритма дальнейшей работы системы страхования международных перевозок стоит привлечь бизнес-сообщество, уверен он.

— Самым правильным в данной ситуации было бы пролонгировать срок действия книжек МДП, скажем, на полгода, и за это время провести консультации с российским бизнес-сообществом и предложить профессиональное понятное решение, которое устроит бизнес, — считает Семин. 

Представитель «Общероссийского народного фронта» депутат Госдумы Александр Васильев поддерживает это решение, поскольку отказ от TIR с 1 декабря при отсутствии реальной альтернативы негативно сказался бы на имидже страны. 

— Когда президент говорит, что нужно увеличивать транзитную составляющую и инвестиционную привлекательность, а принятые решение ведут к обратному, необходимо отыграть ситуацию, чтобы еще раз обсудить и принять верные решения, — сказал Васильев.

P.S. Официальной даты с которой возобновиться в полном объеме работа системы МДП нет. Ждем когда российские таможенники  на границах получат предписание от ФТС России.

от 22.11.2013

Из-за того, что Россия отказалась от признания таможенных книжек международной системы TIR, требуя от автоперевозчиков дополнительных гарантий, автоперевозки значительно подорожали, сказал в интервью «Актуальной камере» начальник отдела TIR Ассоциации международных автоперевозчиков Эстонии ERAA Лаури Лусти

Сегодня на эстонско-российской границе не было очередей. Как вы считаете, в связи с отменой TIR у перевозчиков действительно нет проблем?

Если очереди на границе нет, то это не значит, что нет проблем. Проблемы существуют, потому что перевозки несомненно подорожали, и не на малые деньги. Кроме того, прервется транзит в другие государства, например, Казахстан, Узбекистан. И это создает для нас большие и серьезные проблемы.
 

На каком основании эстонским и российским фурам отказали въезд в Россию по книжке TIR?

Если сказать откровенно, то не на законном основании. Если хотят денонсировать международный договор, то для этого существует определенная процедура и даже Высший арбитражный суд Российской Федерации признал действия ФТС (Федеральной таможенной службы — ред) незаконными. Но несмотря на это, мы в настоящий момент не можем въезжать или выезжать из России на основании книжек TIR.
 

Каковы ваши дальнейшие шаги в этой ситуации?

Мы рассматривали несколько вариантов, но видели, что эти шаги ударили бы по нашим партнёрам — эстонским портам, эстонским фирмам-экспедиторам и нашим российским партнёрам, против которых мы ничего не имеем. Мы хотели денонсировать свою гарантию для TIR-системы на территории Эстонии, но если у нас единое таможенное пространство, то это распространилось бы на весь ЕС. Но мы, конечно, этого делать не будем. Если российские чиновники хотят наказать своих предпринимателей и потребителей, мы в эту ситуацию влезать не будем.
 

Латвийские автоперевозчики не исключают, что пойдут в суд.

Что касается разных судебных дел, они, конечно, в определенный момент будут, но пока про них рано говорить. Подождем и посмотрим, что будет дальше. С 1 декабря эта ситуация поменяется, потому что тогда заканчивается время, которое дано АСМАПу или российским перевозчикам на то, чтобы найти другого гаранта. Вот тогда и посмотрим.
 

Насколько увеличатся расходы автоперевозчиков?

Это зависит от перевозки. По некоторым направлениям, например, из Ивангорода до Санкт-Петербурга уже прибавилось 400 евро, так что то, что говорят чиновники, что ничего не подорожает - это не правда. Например, конвоируемые перевозки. Представьте, сколько будет стоить конвой, например, из Нарвы или Ивангорода до границы Казахстана. Это сотни тысяч рублей, если не миллионы. И это придется оплачивать предпринимателю или грузополучателю в Казахстане. Это же не расходы перевозчика.

от 14.11.2013

Депутат Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Горовцов обратился к главе ФСБ Александру Бортникову в связи с жалобами в Госдуму на действия таможенников

Д. Горовцов возглавляет секцию по взаимодействию с правоохранительными органами координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при комитете Госдумы по транспорту.

"Ко мне поступают обращения грузоперевозчиков, из которых следует, что руководство ФТС в центре и на местах находит новые формы поборов в пользу своих бывших коммерческих партнеров", - говорится в письме Д. Горовцова   А. Бортникову.

В обращении парламентария утверждается, что на таможенных постах начинали создавать сеть фирм, которые получают оплату с грузоперевозчиков за обеспечение проезда через таможню.

Депутат представил главе ФСБ сведения, подтверждающие, по его мнению, что "должностные лица таможенных органов отказываются оформлять перевозки по книжкам МДП, предусмотренным Конвенцией 1975 по МДП (международным дорожным перевозкам)".

По словам Д. Горовцова, сложившаяся ситуация создает напряженность на границе, и авторы обращений в Госдуму предупреждают о намерении провести в связи с этим акции протеста.

от 13.11.2013

Президент МСАТ направил обращения к Генеральному Секретарю ООН, Председателю Европейской комиссии и Председателю Европейского парламента

В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи МСАТ, заседание которой состоялось 8 ноября 2013 г. в Женеве, Президент МСАТ г-н Я. Лачны 11 ноября 2013 г. направил письма Генеральному Секретарю ООН г-ну Пан Ги Муну, Председателю Европейской комиссии г-ну Жозе М. Баррозу и Председателю Европейского парламента г-ну Мартину Шульцу.

В письмах президент МСАТ призвал их обратиться непосредственно к Президенту России В.В. Путину с целью принятия шагов, направленных на прекращение действия незаконных ограничительных мер ФТС России по применению Конвенции МДП на территории Российской Федерации.

В указанном письме Президент МСАТ также отметил активную конструктивную позицию АСМАП в вопросе разрешения сложившейся ситуации.

*******

Информация о поручителях по обеспечению таможенного транзита (взамен/дополнительно книжки ТИР):

*******

Отказ ФТС применять книжки TIR вновь спровоцировал заторы

Вчера (12.11.2013) перевозчики и сама ФТС вновь сообщали о заторах на российско-украинской границе: со вторника ФТС ввела новые правила использования книжек международных перевозок (TIR) на всех таможнях Центрального управления

Теперь помимо книжки TIR, которая используется в 60 странах мира в качестве гарантии оплаты таможенных платежей, нужно предоставить дополнительную гарантию российского образца (например, банковскую, поручительство или залог).

ФТС вводит новые правила постепенно, в конце октября оформление грузов по книжкам TIR было прекращено на таможнях Южного управления. Из-за этого на российско-украинской границе образовались заторы: к утру 31 октября на двух пунктах пропуска скопилось в общей сложности 360 фур, сообщала ФТС. Но уже к вечеру 1 ноября ситуация пришла в норму, рапортовало Южное таможенное управление.

Вчера очереди оказались существенно длиннее: к вечеру таможенная зона на пункте пропуска Троебортное была полностью забита, в ней скопилось около 50 фур, а с украинской стороны — еще 700, сообщил представитель АСМАП (союз автоперевозчиков).

Данные АСМАП и таможенников разошлись. ФТС вчера сообщила об очереди лишь в 130 машин на въезде в Россию в пункте Троебортное и еще о 95 машинах в Новых Юрковичах, указав, что все пункты пропуска все равно работают «в штатном режиме». Интерактивная карта загруженности Госпогранслужбы Украины также показывала средний уровень лишь на въезде в Россию в Троебортном.

Данные предоставили сами перевозчики, которые стоят в очередях, рассказывает сотрудник АСМАП: к новым правилам оказались не готовы ни перевозчики, ни брокеры. Очереди вчера были длиннее обычного, рассказывает руководитель одной из компаний-перевозчиков: у некоторых водителей просто нет дополнительных денег на гарантии, они ждут решения своей компании, а фура в это время простаивает на пункте пропуска.

Компании, работающие на границе, берут за свои услуги 1800 руб., рассказывает транспортник: 1500 руб. — за страховой полис и еще 300 руб. — за оформление договора. Но есть нюансы, продолжает собеседник «Ведомостей»: чтобы оформить такой полис, все равно нужно предъявить книжку TIR, иначе придется заплатить еще 3600 руб. «за анализ документов», к тому же брокеры предупреждают, что это временные расценки, и непонятно, как они могут вырасти.

Дополнительные расходы бизнеса неизбежны, сетуют перевозчики: книжка TIR все равно потребуется при поставках в Европу. Непонятно, почему перед введением новых правил нельзя было внедрить работающую систему национальных гарантий, вздыхает он.

В октябре первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Россия инициирует создание собственной системы гарантий таможенного транзита в Таможенном союзе. Но срок разработки новой системы гарантий не установлен, сообщил представитель Минтранса.

от 06.11.2013

Переход к транзиту без книжек МДП

С 12 ноября 2013 года меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные письмом ФТС России от 14 октября 2013 года № 01-11/45617 «О применении мер обеспечения соблюдения таможенного транзита товаров», реализуются в таможенных органах, подчиненных Центральному таможенному управлению, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза

С 19 ноября 2013 года реализация мер, предусмотренных указанным письмом ФТС России, осуществляется в Псковской, Себежской и Кингисеппской таможнях, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

С 1 декабря 2013 года реализация мер, предусмотренных указанным письмом ФТС России, будет обеспечиваться на всей территории Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

от 05.11.2013

Ситуация на российско-украинской границе останется напряженной. Пропуск грузовых транспортных средств

усложнен из–за введения дополнительных требований со стороны России.

Напомним, что осложнения на границе начались 28 октября

Мониторинговый центр Министерства доходов и сборов Украины, осуществляющий наблюдение, в том числе за работой таможенных пунктов пропуска, отмечает стабилизацию ситуации на российско-украинской границе, усложнившуюся на минувшей неделе из-за введения российскими таможенными органами новых правил прохождения границы. Об этом в ходе презентации работы Мониторингового центра Миндоходов сообщила его руководитель Юлия Томашевская.

«Ситуация после выходных улучшилась, но остается напряженной. Мы отмечаем скопление транспортных средств в Бачинске и Новоазовске – это Сумская и Донецкая области», - сказала Томашевская.

31 октября Министерство доходов и сборов Украины обратилось в Федеральную таможенную службу Российской Федерации с просьбой предоставить разъяснения относительно применения дополнительных мер гарантирования доставки при перемещении грузов через границу. Как отмечалось, проблемы начались с 28 октября, когда таможенные органы, подчиненные Южному таможенном управлению Федеральной таможенной службы Российской Федерации, начали применять дополнительные меры гарантирования доставки при перемещении грузов с применением книжки международных дорожных перевозок (МДП) в таможенных органах.

В Миндоходов попросили разъяснить являются ли такие действия «исключительной мерой по отношению к украинским перевозчикам и насколько они соответствуют обязательствам в рамках таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, членами которой являются оба государства».

Вместе с тем, российская сторона пообещала уладить все возникшие трудности не позднее 4 ноября.

 

от 01.11.2013

Федеральная таможенная служба (ФТС) России пообещала в ближайшее время восстановить пропускную способность на российско-украинской границе, нарушенную в связи с отменой книжек МДП для юга России

«В ближайшее время пропускная способность будет восстановлена», - говорится в релизе, размещенном на сайте ведомства.

«Несмотря на широкое освещение в течение нескольких месяцев данных нововведений в средствах массовой информации и обсуждение их непосредственно с заинтересованными лицами, не все участники внешнеэкономической деятельности (и в первую очередь, перевозчики) оказались готовы к изменениям правил транзитных перевозок», - констатирует ведомство.

Главные усилия таможенников сейчас направлены на то, чтобы ликвидировать образовавшиеся пробки и обеспечить скорейшее прохождение таможенных процедур, отмечает ФТС.

Соблюдение таможенного транзита, как правило, обеспечивается денежными средствами, банковскими гарантиями и поручительством третьих лиц. В этой связи к работе в качестве поручителей при таможенном транзите привлечены ФГУП «Ростэк» и компании «Страховая компания Арсеналъ», «Адал», «Таможенная карта» и «Мультисервисные платежные системы», сообщает ФТС.

Напомним, более 300 грузовиков скопилось в пробках на границе России и Украины в пунктах пропуска, ведущих на территорию Ростовской области, из-за того что часть перевозчиков оказались не готовы к введению новых правил пересечения границы. В связи с этим Министерство доходов и сборов Украины обратилось в Федеральную таможенную службу (ФТС) России с просьбой разъяснить ситуацию со скоплением грузовиков.

от 28.10.2013

ФТС запретила применять книжки МДП в таможенных органах Южного таможенного управления

        ФТС России письмом от 25.10.2013 N 01-11/47932 дала указание с 28 октября 2013 года обеспечить в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза по книжкам МДП, реализацию мер, предусмотренных письмом ФТС России от 14.10.2013 N 01-11/45617, в таможенных органах Южного таможенного управления (Астаханская, Краснодарская, Миллеровская, Новороссийская, Сочинская, Таганрогская, Растовская), а также в Шереметьевской, Домодедовской и Внуковской таможнях.

АСМАП направила в ФТС России проект нового гарантийного соглашения

      В целях обеспечения дальнейшего эффективного функционирования Конвенции МДП на территории Российской Федерации АСМАП совместно с Международным союзом автомобильного транспорта разработала и письмом от 24.10.2013 № АСМАП-6/0-11-3135 направила в ФТС России проект нового соглашения об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975)

Проект соглашения разработан с учетом позиций сторон, выраженных в ходе заседаний совместной рабочей группы ФТС России и АСМАП по рассмотрению правовых основ взаимоотношений ФТС России и АСМАП и урегулированию имеющихся разногласий по оплате требований ФТС России.

от 24.10.2013

            Федеральная таможенная служба России проигнорировав решение Высшего Арбитражного Суда, в ближайшие дни перестанет требовать гарантийное покрытие при транзите с примерно 1,5 тысяч российских перевозчиков, сообщил глава ведомства Андрей Бельянинов на пресс-конференции в среду

       "Мы планируем, что выделим большую группу, почти всех российских перевозчиков, и сделаем то, что приблизительно мы назвали, когда давали статус экономического оператора Мы прикинули: это около 1,5 тысяч компаний-перевозчиков. Мы рассчитываем в ближайшие дни предоставить им такой режим, в соответствии с которым гарантийное покрытие не нужно будет вообще", — сказал Бельянинов.

Российская таможня намерена с 1 декабря полностью прекратить сотрудничество с Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП), которая продает в РФ книжки МДП. Эти книжки гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют проходить пограничные процедуры в упрощенном режиме. Участники рынка высказывали опасения, что отмена книжек МДП может привести к появлению очередей не границе и удорожанию перевозок.

"Для нас критическая точка — 1 декабря. Я по-прежнему хочу сказать, что мы не хотим отменять книжки МДП, выходить из процедуры МДП, тем более что это не наша компетенция", — сказал Бельянинов.

Он подтвердил готовность идти на компромисс в этом вопросе. "У нас на самом деле два вопроса, которые мы хотели бы решить, — это урегулирование задолженности перед госбюджетом и представление покрытия и финансовой гарантии", — сказал Бельянинов.

Он добавил, что гарантийные покрытия не являются необходимым инструментом. "Нужно ли вообще применять гарантийное покрытие по отношению к этим компаниям? Для них это лишние расходы, для нас — лишняя головная боль", — отметил глава ФТС.

от 15.10.2013

       Высший Арбитражный Суд в ходе судебного заседания, состоявшегося 14 октября 2013 г., удовлетворил исковое заявление Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и признал недействующим письмо ФТС России от 4 июля 2013 г. № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП»

         Напомним, что кризисная ситуация в сфере международных дорожных перевозок через территорию России сложилась вследствие письма Федеральной таможенной службы России "О международных перевозках с применением книжек МДП"  N 01-11/28474 от 4 июля 2013 года.  Многочисленные меры, предпринимаемые АСМАП, которая  направила обращения в Минтранс, Минэк, ЕЭК и лично премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой об отмене письма ФТС не привели к изменению ситуации.

В  августе 2013 года Ассоциация международных автомобильных перевозчиков обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной таможенной службы, содержащееся в письмах № 01-11/28474 от 04.07.2013, № 01-18/28475 от 04.07.2013, № 01-18/28660 от 04.07.2013, № 01-18/28659 от 04.07.2013 "О международных перевозках с применением книжек МДП", в Информации ФТС России от 05.07.2013 и в Информации ФТС России "Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в качестве гарантий при таможенном транзите товаров" от 29.07.2013.

 

от 13.09.2013 (1400)

            По предварительным данным, ФТС намерена ввести новые правила, отменяющие действие книжек МДП с 14 сентября 2013 года только по Дальневосточному и Сибирскому таможенным управлениям. Остальные таможенные управления будут работать по МДП до 1 декабря 2013 года.

от 13.09.2013

Российская таможня все-таки вводит новые правила транзита товаров. С завтрашнего дня ввести груз в Россию или провезти через неё по книжке (TIR) международных дорожных перевозчиков будет нельзя. Отправители должны предоставить другую гарантию уплаты таможенных пошлин - банковские документы или договор поручительства. Отказаться от международных книжек таможня хотела еще месяц назад, но из-за волны возмущения со стороны бизнеса и иностранных партнеров дедлайн перенесли.

В ФТС говорят, что новые правила - это вовсе не объявление торговой войны. И что они не приведут ни к столпотворению фур на границе, ни к росту цен на импортные товары. Разные точки зрения выслушала Ольга Генцелева.

Российская таможня закрывает дорогу грузовикам с книжками международных дорожных перевозчиков. Они действуют более 30 лет почти в 70 странах. Для государства это гарантия оплаты пошлин, для перевозчиков - возможность не проходить  на каждой границе длительный осмотр. Но в России эта схема не работает - вынесли вердикт в ФТС. Долгов по страховым случаям набралось на 20 млрд руб.  Например, фура пересекла границу, но до таможни так и не доехала. В 90-е это было сплошь да рядом. Форс-мажор должна оплатить Ассоциация международных автоперевозчиков, которая и продаёт гарантийные книжки МДП.  АСМАП заявляет: старые долги им давно списали. Таможенники в ответ угрожают: не будет денег - не будет отношений.

АНДРЕЙ БЕЛЬЯНИНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ФТС РФ

«Мы не увидели никаких кардинальных шагов со стороны наших оппонентов по этому вопросу к сожалению и вот недавно  были вынуждены официально уведомить их, что если ситуация не будет меняться, то мы будем вынуждены прервать наши отношения по поводу гарантийного объединения»

Транспортный коллапс, торговая война и вообще скандал на международном уровне. Без книжек МДП скептики прочат России чуть ли не апокалипсис. Сейчас около 80 % российских перевозчиков пользуются именно этой системой. И грозят, если книжки отберут, наступит тотальный дефицит импортных товаров, они подорожают, а мелкие перевозчики вообще разорятся.

ВЛАДИМИР ТЯН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ХК ЗАО "СОВТРАНСАВТО"

«Cразу после того как оно вступит в силу. C высокой долей вероятности, будут  предприняты какие-то действия в отношении транзита российских... иностранных государств. Меры эти будут связаны, естественно, с удорожанием, и ужесточения транзита  россиян».

Публичная война ФТС и АСМАП идет уже несколько месяцев. За это время объём продаж книжек упал на 20 %. Однако ни каравана фур на пропускных пунктах, ни очередей за солью и спичками, нет. Или пока нет...

ФТС поясняет, Россия не выходит из международной системы транзита. Книжки остаются, но только их уже не достаточно. Перевозчиков обязывают предоставлять дополнительную или другую гарантию уплаты транзитных сборов. А именно купить страховку в иной компании. Таких на рынке 6, включая АСМАП. Таможенники уверяют: выйдет даже дешевле, не $100 это цена книжки МДП, а $50 с небольшим.

ТАТЬЯНА ГОЛЕНДЕЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФТС РФ

«Мы как договаривающаяся сторона имеем право устанавливать вот эти дополнительные требования».

Однако логика странная: отказаться от книжек многие перевозчики все равно не смогут, ведь по дороге они пересекают не только российскую границу. А эти $50 станут дополнительными затратами... Некоторые  войну таможни и АСМАП называют  переделом рынка влияния. ФТС ослабляет позиции зарубежного монополиста и даёт возможность развернуться национальным страховщикам. Вопрос только в том, будут ли это приближённые к таможне структуры или же свободная конкуренция. 

******

от 12.09.2013

АСМАП России обратилась в судебные органы с целью отмены решения ФТС России

           Информируем, что АСМАП обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим письма ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».

В соответствии с определением Высшего Арбитражного Суда от 05.09.2013 № ВАС-11682/13 заявление АСМАП принято к рассмотрению. Предварительное судебное заседание назначено на 30 сентября 2013 г.

Кроме этого, АСМАП обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФТС России, содержащегося в письме от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».

В соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2013 по делу № А40-109273/2013 заявление АСМАП принято к производству. Предварительное судебное заседание назначено на 15 октября 2013 г.

*******

от 11.09.2013

Несколько вопросов, заданных главе российской таможни Андрею Бельянинову, волнующих, в первую очередь, международных автоперевозчиков

Проясните пожалуйста ещё раз ситуацию с отменой книжек МДП, возможен ли ещё компромисс и будут ли переносится сроки решения?

-Я не считаю нужным сейчас подробно описывать эту ситуацию, т.к. она уже достаточно обширно освещалась в СМИ. На сегодняшний день ситуация следующая, у нас нет никаких оснований, переносить или тем более отменять срок 14 сентября. За всё это время, прошедшее с публикации письма, прошли многочисленные консультации с участием международных организаций, было общение и с генсекретарем IRU  господином Де Претто, мы не увидели никаких кардинальных шагов со стороны наших оппонентов . К сожалению. И недавно мы официально уведомили АСМАП в том, что если ситуация не изменится, то с 1 декабря ФТС будет вынуждена прервать наши взаимоотношения по поводу гарантий. У них есть время поменять свою позицию. Я не понимаю,  на что АСМАП рассчитывает. Мы не можем и не имеем никаких оснований, признать их задолженность безнадежной к списанию и Министерство Финансов нас в этом поддерживает.

Расскажите об альтернативных компаниях, которые будут выдавать гарантии?

-Существуют и другие организации,  гарантирующие таможенные платежи, ФТС разработала инструкцию,  рассказывающую  о том,  как работать с другими поручителями. Эта работа учла все просьбы участников бизнеса. Таких организаций 6, это должны быть сетевые компании, обладающие программными и серверными возможностями координации с ФТС. Ничего невозможного нет, никаких эксклюзивов в пользу какой-то компании у нас нет. Мы очень хотим, чтобы альтернативные процедуры были и комфортнее, и дешевле. Все наши усилия продиктованы тем, что мы озабочены собираемостью бюджета РФ.

Сколько перевозчиков в процентном соотношении отказалось от процедуры МДП и что будет с теми,  кто этого не сделал?

 -Мы отмечали, что в августе было серьезное падение по продажам книжек МДП, но на данный момент только 20% от общих перевозок будут использовать альтернативные способы гарантий, остальные 80% продолжают использовать книжки МДП. У нас есть возможности для компромиссных вещей, но сейчас  со стороны АСМАП нет никаких конкретных шагов для урегулирования конфликта. И если они ставят вопрос, чтобы оставить все как есть, заявляю, такого не будет. Надеюсь на их благоразумие.

********

         Настоящие рекомендации подготовлены АсМАП России с целью информирования транспортных компаний о возможных действиях в случае нарушения их прав на осуществление перевозки товаров с использованием книжек МДП

        Рекомендации транспортным компаниям в случае отказа таможенного органа в принятии к оформлению книжки МДП в связи с непредставлением дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей

1. Введение

Федеральной таможенной службой (ФТС России) издано письмо ведомственного характера, адресованное руководителям таможенных органов, от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».

Согласно этому письму, таможенным органам Российской Федерации предписано с 14 сентября 2013 г. «помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП осуществлять при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза».

На практике это означает, что с 14 сентября 2013 г. фактически ввоз товаров будет разрешен таможенным органом только при условии предоставления перевозчиком дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей (поручительства, банковской гарантии и пр.).

Издание письма и последующие действия ФТС России по его реализации  нарушают ряд норм международного и национального законодательства, в частности, положений Конвенции МДП 1975 г., Таможенного кодекса Таможенного союза и других нормативных правовых актов в области таможенного дела.

2. Рекомендации

Ниже приведен ряд практических рекомендаций на случай, если при осуществлении Вашей компанией перевозки товаров таможенный орган отказал в принятии к оформлению книжки МДП в связи непредставлением дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей.

2.1. Вашу книжку МДП не оформляют в пункте пропуска

Предоставление дополнительного требуемого таможенным органом обеспечения в добровольном порядке будет означать Ваш добровольный отказ от применения процедуры МДП и, с высокой вероятностью, приведет к невозможности обжаловать неправомерные действия таможенного органа.

2.2. Необходимые действия - фиксация факта отказа в оформлении процедуры МДП

Для того, чтобы обеспечить возможность обжалования неправомерного решения таможенного органа об отказе в принятии книжки МДП к оформлению и требования о предоставлении дополнительного обеспечения, необходимо произвести ряд юридических действий, направленных на фиксацию факта такого отказа.

Полученные в ходе совершения нижеперечисленных действий доказательства могут быть использованы при обращении в судебные или вышестоящие таможенные органы.

2.2.1.   Фиксация факта отказа

Таможенные операции, совершаемые при ввозе товаров в пункте пропуска, регламентированы Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита». 

После регистрации прибытия транспортных средств должностное лицо таможенного органа либо оформляет процедуру МДП путем проставления соответствующих отметок в книжке МДП, и товаросопроводительных документах, либо отказывает в оформлении процедуры МДП.

В случае устного отказа таможенного органа в оформлении процедуры МДП по причине непредставления перевозчиком дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей, необходимо настаивать на оформлении письменного отказа таможенного органа следующим образом:

должностное лицо таможенного органа обязано внести запись «Отказано в выпуске товаров по причине _________» в графу «Для официального использования» отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП и заверить ее личной номерной печатью. При этом данные отрывные листы перечеркиваются и книжка МДП вручается водителю.

В случае, если перевозчиком будет принято решение о предоставлении дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей, рекомендуем предоставлять его только после получения письменного отказа в выпуске товаров в соответствии с процедурой МДП, как описано выше.    

2.2.2.   Заявление от водителя в случае отказа таможенного органа в оформлении процедуры МДП и непредоставлении перевозчику письменного отказа

В случае, если должностное лицо таможенного органа не выполняет предписанные требования и не выдает перевозчику письменный отказ в выпуске товаров в соответствии с процедурой МДП, рекомендуем, чтобы водитель подал вышестоящему должностному лицу этого таможенного органа заявление об отказе в оформлении процедуры МДП в связи с непредставлением дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей (образец заявления приведен в приложении 1). Водителю требуется указать в заявлении место, дату и время, номер книжки МДП, номера товаросопроводительных документов, номер транспортного средства, вид товара, наименование таможенного органа, ФИО и должность должностного лица, отказавшего в принятии книжки МДП к оформлению и потребовавшего дополнительное обеспечение.

Такое заявление должно быть подписано водителем и передано в таможенный орган в пункте пропуска. В случае отказа в регистрации приема такого заявления, оно может быть направлено транспортной компанией заказным письмом с уведомлением в адрес соответствующей таможни.

Кроме заявления, водитель самостоятельно составляет и подписывает с участием двух свидетелей акт (образец приведен в приложении 2).

2.3. Последующие действия

Обжаловать незаконные действия таможенных органов можно как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд. С практической точки зрения наиболее целесообразным представляется обращение в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий таможни по отказу в оформлении процедуры МДП и взыскании убытков, понесенных им вследствие отказа таможенного органа в оформлении процедуры МДП.

Незаконные действия таможенных органов могут быть обжалованы в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В рассматриваемом случае датой, когда Вам стало известно о нарушении Ваших прав, является дата получения письменного отказа таможенного органа в применении  процедуры МДП.

Ответчиком по иску будет являться таможня, в структуру которой входит таможенный орган, отказавший в оформлении процедуры МДП.

Рекомендуем включить в качестве соответчика ФТС России. Это позволит перенести рассмотрение всех исков в Москву.

Образец искового заявления будет доведен дополнительно.

Для подачи заявления в суд необходимо заранее собрать и подготовить следующий пакет документов:

 а) копия устава компании-перевозчика;

 б) копия свидетельства о регистрации компании-перевозчика;

 в) копия решения о назначении руководителя компании-перевозчика;

 г) доверенность на представителя;

 д) оригинал книжки МДП или ее заверенная копия;

 ж) в случае непредоставления таможенным органом письменного отказа в оформлении процедуры МДП - оформленные водителем в соответствии с пунктом 2.2.2 настоящих рекомендаций документы: заявление об отказе в оформлении процедуры МДП и акт.

Заявление в суд рекомендуем направлять Почтой России заказным письмом с подробной описью вложения и уведомлением о вручении.

*****

Президент Международного союза автомобильного транспорта Я. Лацны обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину (копия письма)

Администрация АСМАП (Россия)

*****

от 30.08.2013

Комитет ООН грозит России санкциями из-за действий ФТС

           Отказавшись применять книжки TIR, российская таможня нарушила Таможенную конвенцию, подтвердил профильный комитет ООН, стране грозят иски. Исполнительный комитет Таможенной конвенции ООН призвал российскую таможню пересмотреть свое решение об отказе от книжек международных перевозок (TIR). Официальное заявление комитета размещено на сайте Европейской экономической комиссии ООН

В начале июля ФТС объявила, что перестает принимать книжки TIR в качестве обеспечения таможенных платежей (перевозчик при пересечении границы должен лишь предоставить отрывной талон). Их использование предусмотрено Таможенной конвенцией 1975 г., которую подписали 68 стран, включая Россию. По данным Международного союза автотранспорта (IRU), российские компании наиболее активно применяют книжки TIR: до 700 000 торговых операций в год.

Вместо книжки TIR (или вместе с ней) таможня хочет от поставщиков национальную гарантию (например, банковскую или поручительство). Новые правила должны были заработать с 14 августа, но после обращений бизнеса ФТС согласилась отложить изменение процедуры на месяц. Нужна отсрочка хотя бы до конца года, чтобы заинтересованные стороны успели проанализировать последствия и найти компромисс, рекомендует исполнительный комитет, но лучше вообще отказаться от этой меры.

Если ФТС перестанет принимать книжки TIR без национальных гарантий, ведомство нарушит положения пяти статей Таможенной конвенции, указывает комитет ООН. ФТС с этим не согласна, ее сотрудники не раз заявляли, что их действия не противоречат конвенции. Позиция российской стороны не была учтена при составлении заявления исполнительного комитета, официально ФТС этот документ не получала, говорит представитель службы.

Исполнительный комитет не исключает, что страны — члены конвенции могут предъявить иски к России из-за неправомерного решения ФТС или ввести ответные меры против российских поставщиков. Еврокомиссар по налогообложению и таможне Альгирдас Шемета уже предупреждал руководителя ФТС Андрея Бельянинова, что таможня нарушает конвенцию, и ее действия нанесут серьезный урон торговле ЕС с Россией.

В середине августа первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам изучить все аспекты введения дополнительных гарантий для поставок по книжкам TIR (копия поручения есть у «Ведомостей»). «Сейчас мяч на стороне ФТС», — говорит чиновник правительства: таможня определит, как в дальнейшем применять книжки и что делать с задолженностью Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), которая отвечает за использование книжек TIR в России. Именно долг АСМАП заставил ФТС отказаться от книжек, объяснял Бельянинов.

Вчера ФТС заявила, что с 1 декабря намерена разорвать соглашение с АСМАП о применении процедуры TIR, «столкнувшись с непрозрачной схемой работы и закрытостью» ассоциации. Получить комментарии представителя АСМАП вечером не удалось. Расторжение соглашения с АСМАП необходимо, чтобы формально зафиксировать отказ от процедуры TIR, говорит советник DLA Piper Марина Лякишева: поскольку АСМАП — единственная авторизованная гарантирующая организация по книжкам TIR, расторгая соглашение с ней, ФТС фактически делает невозможным применение Таможенной конвенции в России.

Административный комитет конвенции может исключить Россию из числа участников конвенции за нарушение ее положений, замечает Лякишева, в том числе за то, что ФТС не уведомила об изменении правил. Могут быть введены и ответные меры, считает она, например, российским экспортерам также запретят применять книжки TIR.

tks.ru

***

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РФ, сообщает:

от 08.08.2013

ФТС России переносит на месяц введение мер обеспечения транзита по книжкам МДП по просьбе бизнеса

         По просьбам членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, Ассоциации европейского бизнеса, делегации Представительства Европейского союза в Российской Федерации, ФТС России отложила на месяц, до 14 сентября 2013 года, введение мер обеспечения транзита по книжкам МДП.

В ходе проведенных руководством ФТС России встреч с представителями вышеуказанных организаций, они были проинформированы о работе, проделанной Федеральной таможенной службой по подготовке к введению новшества, и о полной готовности таможенных органов к его применению. Участники внешнеэкономической деятельности получили разъяснения о порядке их действий в новых условиях, в частности – о необходимости обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов посредством банковских гарантий, денежных средств, поручительства или иных способов, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

Представители бизнеса с пониманием отнеслись к мерам, предпринимаемым таможенной администрацией Российской Федерации для наведения порядка в секторе таможенного транзита товаров. Вместе с тем, они высказали опасения о недостаточной технической готовности ряда участников внешнеэкономической деятельности, в том числе транспортных предприятий, к работе в новых условиях и попросили об отсрочке введения принятого российской таможней решения.

ФТС России рассчитывает, что предоставленное дополнительное время позволит участникам внешнеэкономической деятельности, перевозчикам полностью подготовиться к предстоящим нововведениям.

Кроме того, Ассоциация автомобильных международных перевозчиков (АСМАП), таким образом, получает возможность в указанное время урегулировать свои разногласия с ФТС России.

О принятом решении ФТС России проинформировала представителей зарубежных таможенных служб и иностранных посольств в Москве.

* * *

от 07.08.2013

Встреча с представителями иностранного бизнеса

       6 августа 2013 года в Федеральной таможенной службе состоялась встреча руководителя ФТС России Андрея Бельянинова с представителями компаний – членов рабочей группы «Совершенствование таможенного законодательства» Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и Ассоциации европейского бизнеса.

В ходе мероприятии были рассмотрены вопросы, возникшие у иностранных инвесторов в связи с предстоящим изменением с 14 августа 2013 года условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП.

Представители иностранного бизнеса были проинформированы, что традиционно предоставляемое Ассоциацией автомобильных международных перевозчиков обеспечение своих обязательств не отвечает требованиям, установленным действующим таможенным законодательством, и на практике приводит к криминализации таможенной сферы и потерям для бюджета. Недоставка товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, и неисполнение АСМАП взятых на себя обязательств по уплате таможенных платежей привели к тому, что сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей (на 01.06.2013).

ФТС России приняла решение, что с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 217 ТК ТС).

Представители иностранного бизнеса получили разъяснение, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, - денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. Право выбора способа обеспечения предоставлено декларанту.

Новшество ведет к развитию конкуренции на рынке услуг в области таможенного дела. По данным экспертов, стоимость одной книжки МДП (на первичном рынке, без учета цены у «перекупщиков») составляет 100 долларов США, в то время, как стоимость услуги поручительства составляет от 1,5 тысяч рублей, то есть в два раза меньше.

Таможенные органы полностью готовы к введению новшества.

* * *

от 05.08.201

Процедура МДП: возможности ФТС России, чтобы не допустить роста цен и очередей на границах

        2 августа 2013 года состоялась пресс-конференция на тему: «С 14 августа 2013 года изменятся условия использования книжек международных дорожных перевозок».

Татьяна Голендеева, статс-секретарь – заместитель руководителя ФТС России, разъяснила собравшимся позицию ФТС России по изменению условий применения процедуры МДП. По ее словам, необходимость изменений назрела, т.к. действующая практика применения МДП стала проблемой для российского федерального бюджета. Позиция ФТС поддерживается и другими министерствами России.

Из-за неисполнения АСМАП взятых на себя обязательств с 1996 года федеральный бюджет недополучил  более 20 млрд рублей. АСМАП самоустранился от основной своей задачи  - стать гарантом уплаты таможенных платежей как национальных, так и иностранных перевозчиков, причем иностранных перевозчиков – в первую очередь.

Подводя итоги, Татьяна Голендеева рассказала о том, какая работа проводится по предварительному информированию участников внешне-экономической деятельности о предстоящих изменениях. Она успокоила собравшихся: «Другие формы обеспечения транзитных перевозок не станут дороже, а, значит, не приведут к росту цен на товары».

В пресс-конференции приняли участие руководители структурных подразделений ФТС России, они подробно осветили, каким образом будут проходить границу грузы после 14 августа, о мерах, предпринимаемых ФТС для того, чтобы не допустить очередей на границах.

Полная видеозапись конференции размещена на сайте ФТС России. Ознакомиться с ней можно здесь.

* * *

от 05.07.2013

С 14 августа 2013 года изменятся условия применения процедуры МДП

          Как известно, в Женеве в 1975 году была принята Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП).

Системы таможенного транзита с применением процедуры МДП предназначены для максимального упрощения перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами в международном торговом обороте и обеспечения необходимой таможенной безопасности и гарантий.

Принцип действия международной системы гарантий весьма прост. Каждое национальное объединение, представляющее интересы транспортного сектора в государстве – участнике Конвенции МДП, 1975г., и признанное таможенными органами этого государства, гарантирует в случае обнаружения какого-либо нарушения процедуры МДП на территории этой страны уплату всех причитающихся таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, национальное объединение гарантирует оплату таких пошлин и налогов как в отношении национальных, так и в отношении иностранных перевозчиков, осуществляющих транспортные операции с применением книжек МДП, выданных ими самими или подобными объединениями другого государства.

Однако до настоящего времени остается неурегулированным вопрос исполнения АСМАП своих обязательств по уплате таможенных платежей в соответствии с Конвенцией МДП 1975 г.

По состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами.

Сохраняется тенденция к увеличению такой задолженности и в последние годы: за 2010 год она составила 7,3 млн. рублей, за 2011 – 13,6 млн. рублей, за 2012 – 16,6 млн. рублей, за 5 месяцев 2013 года – 10,1 млн. рублей.

Недоставка товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, неисполнение АСМАП взятых на себя обязательств по оплате таможенных платежей по требованиям таможенных органов, несмотря на предпринимаемые ФТС России меры по урегулированию вопроса взыскания задолженности, продолжают наносить ущерб федеральному бюджету. Федеральная таможенная служба неоднократно выражала серьезную озабоченность по этому поводу. Проблемы, возникающие при взыскании задолженности по таможенным платежам и пеням при недоставке товаров по книжке МДП, следующие:

- перевозчиками, получившими допуск к процедуре МДП, не производится уплата таможенных платежей и пеней в сроки, установленные в требовании об уплате таможенных платежей и пеней;

- имеются случаи нарушения АСМАП установленных сроков уплаты таможенных платежей и пеней.

Кроме того, предоставляемое АСМАП обеспечение своих обязательств перед таможенными органами не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза  и обеспечения полноты и своевременности поступления в Федеральный бюджет таможенных платежей с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Источник: ФТС

 

 

 

 

 

Таможенное свидетельство

   Комментарии МСАТ (IRU) от 08.08.2013  
 

08.08.2013, Женева -

      Сегодня МСАТ узнал о том, что Федеральная таможенная служба России (ФТС России) отложила свое решение об отказе принимать гарантии, предоставляемые системой МДП, до 14 сентября. Несмотря на отсрочку, факт остается фактом, что это одностороннее и незаконное решение в случае его реализации в середине сентября будет иметь пагубные последствия для экономик всех стран, участвующих в международной торговле с Россией, а также экономики самой России.

IRU

 
   Комментарии литовских перевозчиков от 25.07.2013  
 

Новый скандал на рынке международных перевозок может возникнуть между ЕС и Россией 

     

     Вильнюс, Июль 25 (Новый Регион, Дарюс Садковски) – Ряд литовских официальных ведомств – МИД Литвы, Министерство транспорта и коммуникаций, Литовская таможня и Литовская конфедерация промышленников – направили письменное обращение в Россию, где выразили свою обеспокоенность в связи с введением в новых условий международных перевозок на территории России.

С 14 августа 2013 года при ввозе товаров в Россию или их транзите через неё кроме книжек МДП (Carnet TIR) теперь потребуется таможенное сопровождение, залог или поручительство.

Президент Литовской национальной ассоциацией перевозчиков «Linava» Альгимантас Кондрусявичюс заявил, что новые правила, вводимые Россией, могут полностью нарушить международную торговлю с Россией и что это будет ударом по европейскому и российскому бизнесу и экспортерам.

На следующей неделе состоится встреча президентов ассоциаций перевозчиков Литвы, Польши, Украины, Молдовы и Латвии, где будут приняты решения по сложившейся ситуации. «Не исключено, что международный транспортный союз предпримет в отношении России такие же санкции, как и в отношении Узбекистана, где было остановлено действие системы МДП. В таком случае российские перевозчики лишаться возможности перевозки грузов с книжками МДП в страны этой системы», – сказал глава «Linava».

Международных перевозчиков поддержал и Альгирдас Шемета, еврокомиссар по налогообложению, таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством. В своём письме Российской таможенной службе он выразил озабоченность в связи с односторонним решением России ввести дополнительные требования к перевозчикам.

В его письме говорится, что вступление в силу таких правил, из-за дополнительного бремени на перевозчиков и таможню, может привести к нарушению торговых потоков между ЕС и Россией. Такие меры, возможно, нарушат конвенцию МДП, членом которой является Россия. Также, еврокомиссар в письме главе Российской таможенной службы Андею Белянинову сказал: «Я настоятельно призываю вас пересмотреть реализацию оглашенного решения и начать надлежащие консультации по этому вопросу в рамках конвенции TIR».

Ассоциация обратилась к Министерству иностранных дел, Министерству транспорта и связи и Таможенному департаменту Литвы с просьбой не допустить внесения изменений в функционирование системы МДП.

© 2013, «Новый Регион – Балтия»
 

 
   Комментарии польских перевозчиков от 25.07.2013  
 

Россия хочет дополнительных гарантий МДП

        Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан) планирует внести изменения в осуществлении Конвенции МДП на территории трех стран, против которых протестует ZMPD и международных институтов.

В июле 2013 года таможенная служба России Федерации разместило на своем сайте информацию о предстоящем запуске 14 августа 2013 года, новые правила для перевозки грузов с применением книжки МДП. Планируемые изменения предусматривают перевозок МДП осуществляется в / из стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) приобрести дополнительную гарантию.

Предлагаемые изменения не согласуются с положениями Конвенции МДП, и представляют серьезную угрозу для всего рынка автомобильных перевозок, особенно для польского перевозчика. ZMPD не согласны с использованием дополнительных мер контроля в отношении операций МДП и уже приняли соответствующие формальные шаги к перевозке в определенных странах по-прежнему осуществляется в соответствии с положениями Конвенции МДП. В то же время Международный союз автомобильного транспорта IRU TIR и Секретариат Экономической комиссии ООН для Европы проводят совместные переговоры на самом высоком уровне с таможенными органами России и Русской ассоциацией АСМАП.

Положение дел мы будем держать вас в курсе на нашем сайте. Пожалуйста, внимательно следить за сообщениями.

Informacja własna ZMPD

 
   Комментарии белорусских перевозчиков от 12.07.2013  
  О решении ФТС Российской Федерации касательно выполнения перевозок с применением книжек МДП
 
         Международный Союз Автомобильного Транспорта (далее МСАТ) проинформировал Ассоциацию «БАМАП» о том, что 5 июля 2013 года на веб-сайте Федеральной таможенной службы России (далее ФТС) была опубликована информация о решении руководителя ФТС г-на Бельянинова, в котором, в частности, указано, что «…в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и обеспечения полноты и своевременности поступления в федеральный бюджет таможенных платежей с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с применением книжек МДП осуществлять при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза».

На практике это может означать, что с 14 августа к каждой перевозке товаров в или через Россию с применением книжки МДП будут применяться требования национальной гарантии в дополнение к книжке МДП.

Полная информация о решении руководителя ФТС доступна на веб-сайте российской таможенной службы и прилагается к данной информации.

МСАТ отмечает, что данное решение руководителя ФТС было принято без какой-либо консультации c соответствующими участниками системы МДП на национальном или международном уровне. В частности, МСАТ не получал каких-либо жалоб со стороны ФТС касательно функционирования системы МДП в течение последних лет. Более того, по информации МСАТ ни органы МДП ООН, ни ЕЭК ООН не были проинформированы ФТС об этом решении.

МСАТ также обращает внимание, что ФТС пытается обосновать свое решение, используя статистические данные по претензиям, которые не соответствуют реальному количеству претензий, адресованных гарантийной цепи и зарегистрированных в МСАТ.

По оценке МСАТ решение, принятое ФТС в одностороннем порядке и намеченное вступить в силу с 14 августа, не соответствует ни духу, ни тексту Конвенции МДП (особенно ее статьям 4, 11, 23, 42бис и 48), ни другим правовым нормам.

МСАТ и российская выдающая и гарантийная ассоциация (АСМАП России) в настоящее время внимательно анализируют сложившуюся ситуацию.

В ближайшие дни МСАТ проинформирует все выдающие и гарантийные объединения о дальнейших действиях МСАТ и о потенциальных действиях, которые необходимо будет предпринять выдающим и гарантийным объединениям Договаривающихся сторон Конвенции МДП, чтобы добиться от ФТС отмены этого незаконного решения и обеспечить бесперебойное функционирование системы МДП и выполнения перевозок с применением книжек МДП без каких либо ограничений..

О развитии ситуации Ассоциация «БАМАП» будет незамедлительно информировать держателей книжек МДП.

БАМАП

 
   Комментарии украинских перевозчиков от 26.07.2013  
  Щодо листа Федеральної митної служби Російської Федерації від 4 липня 2013 року № 01-11/28474.

Шановні учасники Асоціації!

         Останнім часом до нас надходять численні звернення перевізників стосовно наслідків застосування митними органами Російської Федерації положень листа ФМС Росії від 04.07.2013 р. № 01-11/28474 «Про міжнародні перевезення з використанням книжок МДП».

Цю інформацію активно розповсюджують посадові особи російських митних органів в пунктах пропуску на кордоні.

З цього приводу вважаємо за необхідне зазначити.

З 5 липня 2013 року на веб-сайті Федеральної митної служби Росії була оприлюднена інформація про одноосібне рішення керівника ФМС, п. Бельянінова, в якому зокрема зазначено, що «…з метою забезпечення дотримання митного законодавства Митного союзу, забезпечення повноти та своєчасного надходження до федерального бюджету митних платежів, з 14 серпня 2013 року прийняття товарів під митну процедуру митного транзиту з використанням книжок МДП здійснювати за умови забезпечення дотримання митного транзиту з застосуванням заходів, передбачених пунктом 1 ст. 217 Митного кодексу Митного союзу».

На практиці це може означати, що з 14 серпня до кожного перевезення товарів в/або через Росію з використанням книжки МДП будуть застосовуватись вимоги національної гарантії в доповнення до гарантії МДП.

Перш за все, необхідно відзначити, що дане рішення керівника Федеральної митної служби було прийнято без будь-яких консультацій з відповідними учасниками системи МДП на національному та міжнародному рівнях.

За інформацією Міжнародного Союзу Автомобільного Транспорту (МСАТ) – він не отримував будь-яких скарг з боку Федеральної митної служби стосовно функціонування системи МДП протягом останніх років.

Більш того, як нам відомо, ні Адміністративний комітет МДП, ні органи ЄЕК ООН не були проінформовані Федеральною митною службою про це рішення.

Необхідно підкреслити, що ФМС намагається обґрунтувати своє рішення, використовуючи статистичні дані по претензіях, які не відповідають реальній кількості претензій, адресованих гарантійній ланці і зареєстрованих в МСАТ.

Дане рішення, прийняте Федеральною митною службою в односторонньому порядку, не відповідає ні духу ні тексту Конвенції МДП (особливо її ст. ст. 4,11,23,42 біс та 48), ні іншим правовим нормам.

На сьогодні МСАТ та національні гарантійні Асоціації країн учасниць Конвенції МДП, 1975 р. спільно з державними органами своїх країн вживають відповідних заходів для відміни цього незаконного рішення та забезпечення безперебійного функціонування системи та перевезень МДП.

Департамент юридичного супроводження АсМАП
Конвенції МДП  
 
   Комментарии российских перевозчиков от 31.07.2013  
 

Состоялось расширенное заседание Регионального совета перевозчиков – членов АСМАП Северо-Западного федерального округа (Россия)

         31 июля в Санкт-Петербурге состоялось расширенное заседание Регионального совета перевозчиков – членов АСМАП Северо-Западного федерального округа, на котором рассматривался вопрос введения с 14 августа с.г. дополнительных гарантий при перевозках с применением книжки МДП в соответствии с письмом ФТС России от 04.07.2013. На заседании присутствовали представители Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) во главе с и.о. начальника управления Ю.С. Лямкиным и представители Администрации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков во главе с генеральным директором А.Н. Курушиным.

Представители  СЗТУ  отметили, что издание подобного письма вызвано наличием значительной задолженности перед таможенными органами по перевозкам с применением книжек МДП (по подведомственным СЗТУ таможням составляет около 7 млрд. руб.) и неисполнением АСМАП принятых на себя обязательств национального гарантийного объединения по Конвенции МДП. Участникам заседания были разъяснены требования нормативных документов, регламентирующих предоставление дополнительных мер обеспечения, которые будут применяться с 14 августа с.г. и выражена уверенность в готовности подведомственных таможен к реализации таких мер на практике.

Представители АСМАП изложили позицию ассоциации в отношении предполагаемых к введению таможенными органами мер и мотивов такого решения. Участникам заседания была приведена полная статистика рассмотрения АСМАП претензий таможенных органов по перевозкам за 2004 – 2013 годы. Из предъявленных АСМАП 931 претензии на сумму 944,7 млн. руб. гарантийной цепью МДП были признаны обоснованными и оплачены  255 претензий на сумму 202,1 млн. руб., остальные признаны необоснованными и отклонены. По отклоненным 676 претензиям ФТС России обратилась в судебные органы, из которых лишь один иск был удовлетворен, в 63 случаях ФТС России сама отказалась от исков в ходе их рассмотрения, в удовлетворении 638 исков судами было отказано. Сложившаяся практика рассмотрения судебных дел свидетельствует о выполнении АСМАП принятых на себя обязательств и отсутствии задолженности перед бюджетом за указанный период. Представители АСМАП подробно остановились  на правовых аспектах принятого ФТС России решения, указав, что издание рассматриваемого письма ФТС России нарушает не только нормы материального права, но, в нарушение международных обязательств Российской Федерации, противоречит  целому ряду процедурных норм международного законодательства, законодательства Таможенного союза и национального законодательства Российской Федерации, нарушает права и интересы участников внешнеэкономической деятельности. Отмечалось, что принятие решения вызвало отрицательную реакцию со стороны Европейской экономической комиссии ООН, Комиссара Евросоюза по вопросам налогообложения, компетентных органов ряда стран-участниц Конвенции МДП, которые направили соответствующие обращения руководителям ФТС России, МИДа России, Минтранса России, а также в Евразийскую экономическую комиссию.

Участники заседания - перевозчики СЗФО высказали крайнюю озабоченность негативными последствиями предполагаемых к введению ФТС России мер, отметив, что десятилетиями применяемая на территории России книжка МДП должна приниматься таможенными органами в соответствии с Конвенцией МДП без каких-либо дополнительных обременений. Реализация рассматриваемого письма приведет к парализации работы автомобильных пунктов пропуска в регионе деятельности СЗТУ, фактической монополизации предоставления дополнительного обеспечения в виде поручительства, выдаваемого ограниченным кругом лиц, создаст невыносимые условия для водителей, ожидающих в пунктах пропуска оформления дополнительной гарантии в силу сложности как самой процедуры ее получения, так и отсутствии современных технологий ее администрирования.

Большинство выступивших на заседании перевозчиков высказалось за продолжение использования книжек МДП как наиболее удобной формы гарантии перед таможенными органами, в том числе после 14 августа с.г. 

По результатам обсуждения перевозчики СЗФО направили обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой незамедлительно вмешаться в развитие неблагоприятной для международных автомобильных перевозчиков ситуации и отменить принятое ФТС России решение.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ!!!

Об исполнении АСМАП гарантийных обязательств по Конвенции МДП

        В развитие вопроса об изменении ФТС России с 14 августа 2013 г. условий применения процедуры МДП на территории Российской Федерации информируем.

В январе 2013 г. ФТС России уже обращалась в Правительство Российской Федерации по вопросу совершенствования механизма исполнения гарантий в связи с применением Конвенции МДП.

В указанном обращении ФТС России информировала Правительство Российской Федерации «о недобросовестности гарантийного объединения» в связи с тем, что «обязательства по оплате претензий таможенных органов, взятые на себя гарантийным объединением, не всегда исполняются в безусловном порядке».

АСМАП, по запросу Минэкономразвития России, направила заключение, основанное на положениях Конвенции МДП и законодательства Российской Федерации и содержащее выводы, ранее подтвержденные решениями высших судебных органов Российской Федерации, о гражданско-правовом характере правоотношений АСМАП и ФТС России, вторичности обязательств АСМАП по отношению к обязательствам основного должника (перевозчика) и, соответственно, отсутствии правовых оснований для требования безусловной оплаты АСМАП претензий ФТС России. 

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации данный вопрос был рассмотрен Минэкономразвития России совместно с Минтрансом России и Федеральной антимонопольной службой.

В заключении указанных заинтересованных ведомств, направленном в Аппарат Правительства Российской Федерации письмом Минэкономразвития России и основанном на анализе объективного положения дел с применением Конвенции МДП в Российской Федерации в 2010-2012 гг., выводы и предложения ФТС России поддержаны не были.

О применении процедуры МДП в Беларуси и Казахстане

        На запросы АСМАП белорусская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» и казахстанский Союз международных автомобильных перевозчиков (КазАТО) сообщили о том, что решений компетентных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан об изменении с 14 августа 2013 г. условий применения процедуры МДП на территории этих государств к ним не поступало.

Таким образом, решение ФТС России об изменении условий применения процедуры МДП в случае его вступления в силу будет действовать только на территории Российской Федерации.

Источник: Администрация АСМАП (Россия, Украина, Белоруссия), Интерфакс, Известия, ТКС, "ERR"

 
 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

DANDG GROUP http://www.dag.net.ua

ТИР карнет будет или не будет действовать на территории стран таможенного союза ТС, Россия отменила или отказывается от ТИР карнета или Системы МДП (книжки МДП, TIR Carneta), что на самом деле происходит с процедурой работы в системе МДП. Отменят ли TIR Carnet? Кто теперь будет выступать гарантом при выполнении международных перевозок? Карнет ТИР отменят? Очередное запугивание со стороны Российских властей... Стоит ли задуматься на сегодняшний день о дальнейшем существовании системы МДП, как гарантийного объединения, возможно кто-то преследует цель развалить ее!? Россия член мдп. Как эти нововведения комментирует МСАТ (IRU)?